Правительство углубилось в Facebook и Twitter

Posted: 20th Январь 2012 by admin in Без рубрики

Правительство решило исследовать влияние политики на социальные сети

Правительство России собирается заказать аналитическое исследование влияния политических новостей из Facebook и Twitter на молодежь, чтобы уточнить аудиторию этих каналов коммуникации. Тендер будет объявлен уже после президентских выборов. Провести качественное исследование за полтора млн рублей невозможно, предупреждают эксперты.

На сайте управделами президента появился перечень заказов, которые планируется разместить в 2012 году на сайте госзакупок. Среди них научно-исследовательские работы по анализу потребностей политических новостей в Facebook и Twitter, а также анализ влияния на молодежь политических новостей по радио.

Тендер на проведение исследования для аппарата правительства планируется разместить на сайте госзакупок в марте 2012 года, а результаты исследования должны быть предварительно представлены к 1 октября 2012 года.

Стоимость работы на темы «Анализ влияния политических новостей на молодежную радиоаудиторию» оценивается в 1,8 млн рублей, «Анализ потребности в новостной политической и экономической информации подписчиков социальных сетей Facebook и Twitter» — в 1,5 млн рублей.

О намерении активно работать в социальных сетях власти заговорили в апреле 2011 года, после массовых выступлений в арабских странах, которые называли Twitter-революциями: их участники координировали свои действия через сервис микроблогов. «Интернет, социальные сети сегодня все больше определяют нашу жизнь… ваше место в соцсетях должно быть в первых рядах… без соцсетей мы ничего не добьемся», — заявил глава Росмолодежи Василий Якеменко на форуме молодежных правительств. По данным источников «Газеты.Ru», этому заявлению предшествовало собрание у тогдашнего первого замглавы администрации президента Владислава Суркова, где было решено сделать упор на интернет-пропаганду в соцсетях.

О намерении аппарата правительства провести анализ потребностей в политической информации пользователей социальных сетей стало известно вскоре после массовых выступлений против фальсификаций результатов выборов в Госдуму. Российский сегмент Facebook был основной площадкой для подготовки и привлечения участников на акции на Болотной площади и проспекте Сахарова, о намерении прийти на обе акции в Facebook сообщили больше 80 тысяч человек. Сейчас у сообщества «Мы были на Болотной и придем еще» в Facebook, где обсуждается подготовка к очередной акции, около 20 тысяч читателей. В дни проведения акций «За честные выборы» слова «Болотная» (Болотная площадь, где проходила акция протеста 10 декабря 2011 года. — «Газета.Ru») и «Сахарова» (проспект Сахарова, где проходил митинг оппозиции 24 декабря. — «Газета.Ru») попали в мировые тренды Twitter.

«Структура СМИ стремительно меняется, как и все в нашей жизни. Меняется аудитория и распределение аудитории по традиционным и нетрадиционным СМИ.

Есть понимание, что растет доля тех, кто получает информацию исключительно из новых медиа, но, какова эта доля, точной информации нет ни у кого. Кто-то говорит, что их 50 млн человек, кто-то говорит, что их 200 тыс. И, чтобы голословно не оперировать такими цифрами, конечно, правительству больше к лицу опираться на достоверную информацию», — пояснил пресс-секретарь премьера Владимира Путина Дмитрий Песков.

С многотысячными митингами в России и мире заказ не связан, «митинги были и до Twitter», отметил Песков. Дата размещения заказа — март — также выбрана случайно, дал понять пресс-секретарь Путина: «Правительство в своей деятельности не может индексировать свою деятельность на определенные даты политического календаря — работа-то не останавливается».

Пользователи социальных сетей активнее интересуются политикой и участвуют в уличных акциях, это стало известно по результатам исследования «Социальные сети и наши жизни», проведенного в середине 2011 года американским институтом Pew Research. Наиболее политизированными оказались пользователи Facebook: вероятность того, что они примут участие в митинге или другой политической акции, в 2,5 раза больше, чем у пользователя MySpace и LinkedIn, они куда охотнее ходят на выборы и убеждают проголосовать других.

Исследование действительно нужно, но методики его проведения нет, отмечают опрошенные «Газетой.Ru» российские эксперты. Российский сегмент соцсетей очень политизирован, признает Марина Литвинович, главный редактор сайта Besttoday.ru, анализирующего ключевые темы блогосферы, но «сейчас не соцсети влияют на политическую систему, а скорее политика наполняет их смыслом». Однако, выбрав Facebook и Twitter объектом исследования, правительство ошиблось, считает Литвинович, по ее мнению, наибольшее влияние сейчас имеет Livejournal.

«В Facebook происходит скорее мобилизация», — считает она.

Сумма, которую правительство готово потратить на проведение исследования, явно недостаточна, считают эксперты. Качественная работа займет не один месяц, специалисты «недешевые», предупреждает эксперт по госзакупкам Иван Бегтин. Данные придется обрабатывать практически «ручками», но, если исследование будет проведено качественно, его результаты дадут понять, чем на самом деле интересуется молодежь, согласен генеральный директор агентства «Социальные сети» Денис Терехов.