девчата

Сценарий «Девчат» (первоначальное название «Девушки») написал драматург Борис Бедный, до этого никак не проявивший себя. И потому сначала к его заявке отнеслись прохладно — в очереди стояли сценарии от именитых тружеников пера. Но очень быстро на «Мосфильме» заговорили о «забавной вещице на тему любви и ударного труда лесорубов». Режиссером будущего фильма назначили Юрия Чулюкина, который уже заявил о себе в комедийном жанре — записал в достижения блокбастер «Неподдающиеся» (1959 год). На главную женскую роль поварихи Тоси Кислициной он пробовал свою молодую жену Наталью Кустинскую («Три плюс два»).

— Да, Юра планировал меня в фильм «Девчата», но потом он объяснил мне, что Тося по сюжету пигалица, а я по внешним данным скорее похожу на роковую красавицу. Он решил снимать в главной роли Надежду Румянцеву. Я жутко на него из-за этого обиделась! — рассказала «КП» Кустинская.

На самом деле режиссер предложил жене взамен другую роль — красавицы Анфисы. Но Кустинская ответила: «Либо у меня главная роль, либо я вообще не буду сниматься», — и ушла с картины.

Анфису превосходно сыграла актриса Светлана Дружинина. Мы расспросили ее о съемках.

«Подрежь ей ноги»

— Светлана Сергеевна, на ваш взгляд, «Девчата» сегодня современны? — спросила я Дружинину.

— Он вечен, как вечны все темы о любви и дружбе. Мы все тогда были комсомольцами, мы все ездили на целину, были распахнуты этим отношениям, пели песни, ходили вместе по ночной Москве и т. д. Это же 60-е годы, времена возрождения и надежды. И картина «Девчата» соответствовала настроению. Каждый актер, который получал сценарий, вносил туда свои предложения, как-то выстраивал для себя роль. На съемки сцены со слезами, ночным раскаянием я пришла с маленькой косичкой и заплетенным в нее бантиком, Чулюкин удивился: «Что это ты такая, Свет?» Я говорю: «Она сегодня должна быть, как мокрая курица!»

Знаменитые «девчата»: Инна Макарова, Люсьена Овчинникова, Светлана Дружинина и Нина Меньшикова.

А вот худсовет, который очень внимательно и пристально следил за картиной, на одном из просмотров материала вынес жестокое решение: убрать Дружинину с роли Анфисы и взять другую актрису! Дескать, потому что масса зрителей не поверит, что Рыбников, крепкий мужчина, ушел от такой Анфиски к маленькой Тоське. И организовали новые пробы на роль Анфисы (пробовалась Руфина Нифонтова). Предстояло переснимать эпизоды, в которых я уже сыграла… И тут известный серьезный режиссер Юлий Яковлевич Райзман (худрук этого фильма и наставник Юрия Чулюкина) сказал режиссеру: «Я тебя прошу, не меняй Дружинину, она хорошо все отыграла, просто убери все ее крупные планы, подрежь ее ноги, чтобы их не было видно». Так и сделали, меня достаточно крепко обкорнали, но оставили в этой роли.

— На «Мосфильме» хранятся фотопробы на главную мужскую роль Ильи — до Рыбникова пробовали актеров Евгения Урбанского, Вячеслава Шалевича. Вроде бы и Вячеслава Тихонова хотели пробовать.

— Нет, Тихонова точно не пробовали. Режиссер отдал предпочтение Володе Трещалову, который потом играл Лютого в «Неуловимых мстителях». И мы все были очень довольны этим выбором: Володя веселый, молодой, озорной, легкий. Но потом пришло распоряжение свыше: снимать Николая Рыбникова. Он к тому времени был достаточно известный, герой, снявшийся в «Высоте» с Инной Макаровой… Рыбников просто вломился в нашу компанию. Инна Макарова, которая имела опыт съемок с ним, сказала нам: «Ну, девочки, теперь держитесь!»

И действительно, приехал очень профессиональный, уверенный, сильный актер, который, конечно же, к Наде Румянцевой никак не мог пристроиться, потому что они совершенно не подходили друг другу. И он настоятельно попросил вместо меня снимать в роли Анфисы Аллу Ларионову, у них тогда создавалась семья, и он ее очень любил. Конечно, с коллективом у него были отношения сложные, с Надей Румянцевой особенно. Но роль в итоге получилась  достойная.

Вместо снега — мел

Режиссер Чулюкин вспоминал, что часть съемок проходила на Северном Урале. Там снимали тайгу и леспромхоз: «Работать приходилось с семи утра до семи вечера на морозе, от которого не спасали ни ватники, ни унты. Мы разводили костры и каждый час устраивали перекур с обогревом.

— Кусочек зимы снимали весной, — рассказывает Дружинина. — Под «Мосфильмом» нашли овраг, там и делали финальные сцены. Засыпали весь овраг мелом и нафталином. Актерам было жарко в зимней одежде, но никто не жаловался. В фильм случайно попал кадр, когда наверху идет троллейбус…

Еще был случай. Когда шли съемки, в Советский Союз прибыл президент Индонезии Сукарно. Он захотел пообщаться с советскими актерами. Поскольку у себя на родине он строил коммунизм, отказать ему не смогли. Из Кремля позвонили на «Мосфильм», и там, не долго думая, отрядили к Сукарно актрис из «Девчат». Прямо со съемки, не дав переодеться, в валенках и тулупах запихнули в автобус и привезли в ресторан «Арагви». Среди всех присутствующих красиво одетых женщин Сукарно обратил внимание именно на нас. Мы так понравились ему, что он решил нас прихватить с собой. Обхватил меня за плечи, потянул к машине… Но парни из «девятки» нас оттеснили. А Сукарно все кричал: «Девчатки! Девчатки!» Это он запомнил по-русски…