Итоги 2011 года на российском фондовом рынке

Posted: 23rd Январь 2012 by admin in Без рубрики

Декабрь – разорительный месяц. Детское желание верить в чудо, окружить себя сказкой и создать праздничную атмосферу больно ударяет по семейному бюджету. Но, честно признаться, мне совсем не стыдно за расточительство и спонтанные покупки. Легкое предновогоднее сумасшествие, которое охватывает всю страну, здорово поднимает настроение. И почему бы за компанию не поучаствовать в нем и хоть раз в году не плюнуть на образ прагматичной жены?

В прошлые выходные мы с мужем решили основательно закупиться продуктами. Честно выполнив все правила, гарантирующие рациональность трат (четкий список необходимых покупок, ограниченная сумма денег и сытый желудок), мы отправились в один из торговых центров. Конечно же, комплекс радостно встречал посетителей яркими гирляндами, праздничными украшениями и главное – гигантской искрящейся елкой. Новый год здесь, видимо, уже наступил – музыка, особые ароматы и грамотно созданный антураж настраивали на беззаботность, легкое настроение и потаенное ожидание чуда.

Меня непреодолимо тянуло пройтись по торговому комплексу и окунуться в эту атмосферу. Вокруг – красивые витрины и яркие вывески, рассказывающие о новинках, распродажах, ликвидациях и нереальных скидках. Сделали свое дело и традиционные рождественские мелодии, звучащие из всех динамиков. Подозреваю, что запах хвои, мандаринов и свежей выпечки в торговых залах тоже появился не случайно.

Не буду скрывать, из торгового центра мы вышли, нагруженные чуть большим количеством покупок, чем было запланировано. Благо, с нами оказалась не только наличка, но и пластиковая карта. Наряду с необходимыми продуктами я умудрилась обновить свой арсенал косметики, прикупила милых новогодних вещиц для дома, выбрала витражные украшения и яркую гирлянду. Решила, что пора готовиться к празднику – может быть, так быстрее пройдут эти суматошные дни.

Естественно, я нещадно корила себя за спонтанные покупки, но в душе была безумно рада, что смогла позволить желанные излишества. Действительно, эмоциональное состояние зачастую оказывается гораздо важнее разумной экономии. Об этом, между прочим, говорят и психологи.

«Мы очень внушаемы, особенно когда попадаем в толпу людей, заинтересованных в покупках. Спонтанные траты замечательно поднимают настроение. Если на душе плохо, люди начинают интуитивно искать способы разрядки, к которым относится и шопинг, – рассказывает психотерапевт Андрей Бабин. – Другой вопрос, стоит ли бороться с внезапными желаниями что-то купить? В этом случае мой ответ прост: хочется – купи! В конце концов мы не потратим больше того, что имеем, к тому же приобретем бесценный опыт. Совершая покупки, обдумывая и оценивая их необходимость, мы в дальнейшем сможем спокойно отказаться от тех или иных вещей. В общем-то, если уж вся страна под Новый год сходит с ума, превращая в излишества все: еду и алкоголь, развлечения и траты, – то зачем этому так сопротивляться?»

Подобные объяснения меня, честно сказать, немного успокоили. Значит, не одна я такая празднично нерациональная. И то легче… Но вот что удивительно: вопреки уверениям о несомненной пользе небольших излишеств, в глянцевых женских журналах, попадающихся мне в последнее время на глаза, стабильно публикуются статьи одинакового содержания: «Как не купить лишнего?», «Как не попасться на удочку продавца», «99 способов сэкономить в праздники» и так далее. Там по пунктам расписаны давно известные правила грамотных покупок и маленькие хитрости продавцов. Не секрет: над тем, чтобы люди приобретали как можно больше, круглый год работают команды профессиональных маркетологов, и новогодние праздники не исключение. Поэтому все стандартные схемы, практикуемые магазинами и торговыми центрами, остаются актуальными и сейчас. И, в общем-то, честно скажу, эти советы до ужаса банальны и так скучны, что сильно портят ощущения праздника.

Однако некоторые ловкие ходы маркетологов все же меня удивили. «Вы никогда не задумывались, почему вход во всех торговых залах расположен справа, а выход – слева? – спрашивает маркетолог со стажем, пожелавший остаться неизвестным. – Все просто: большинство покупателей – правши, и такое интерьерное решение направлено на них. Спонтанно двигаясь по залу против часовой стрелки, они легко берут товары с полок правой рукой. Попробуйте пройтись в магазине в другом направлении – будет не совсем комфортно, зато купите только то, что запланировали».

Конечно не беда, что я оказалась за рамками привычных трат – семейный бюджет не сильно пострадал. Раз в год, думаю, можно отказаться от привычной рациональности и прагматичности – тем более в такой особенный семейный праздник. Однако в будущем году я, наверное, опробую еще одну полезную привычку: наряду с финансовым планированием отпуска, крупных покупок и обязательных платежей заведу конверт с надписью: «Декабрь. На все мечты и желания». И тогда никакие даже самые маленькие угрызения совести меня не коснутся!