Лев Додин пошел с козырной карты

Posted: 25th Январь 2012 by admin in Без рубрики

Лев Додин пошел с козырной карты

На сцену парижской Оперы вернулась «Пиковая дама» в постановке знаменитого российского режиссера Льва Додина. В главных партиях заняты известные певцы — Владимир Галузин (Германн), Ольга Гурякова (Лиза), Лариса Дядькова (Графиня),  Евгений Никитин (Томский), а также армянка Вардуи Абрамян (Полина) и грузинка Нона Джавахадзе (Маша). Оркестром парижской Оперы дирижирует 32-летний Дмитрий Юровский, который возглавляет симфонический оркестр Москвы «Русская филармония».

Додин выстроил свой спектакль как серию воспоминаний главного героя. Действие оперы начинается в Обуховской психиатрической лечебнице в Петербурге, в которую попал Германн, — у Пушкина это эпилог. Если у Чайковского Германн кончает жизнь самоубийством, то Лев Додин следует литературному оригиналу — герой попадает в сумасшедший дом.

С точки зрения Додина, болезнь Германна вызвана не столько игрой, сколько его неудовлетворенностью жизнью. По сути, Германн оказывается тем самым «лишним» человеком, о котором так много писали русские классики. Попытки узнать три карты, которые позволят поймать «миг удачи» и обмануть судьбу, неизбежно ведут к краху.

«Пиковая дама», которая впервые была поставлена в Мариинском театре в Петербурге в 1890 году, в парижскую Оперу попала столетие спустя. В 1991-м свое прочтение оперы предложил Андрей Кончаловский, а в 1999-м — Лев Додин. Партию Германна уже тогда пел Владимир Галузин, а оркестром управлял Владимир Юровский — старший брат нынешнего дирижера.

— Лев Додин — настоящий лев российского театра, — писала  газета «Монд». — Имея такую шевелюру и бороду, этому хищнику незачем рычать, чтобы заставить себя уважать.

Нынешние спектакли — уже четвертая парижская реприза «Пиковой дамы». Критика отмечает в первую очередь Владимира Галузина и Ольгу Гурякову, а также блестящую игру оркестра под началом Дмитрия Юровского.

Для парижской Оперы Додин поставил также «Саломею» Рихарда Штрауса, а для других оперных театров мира — «Электру», «Леди Макбет», «Мазепу», «Демона», «Отелло».

— Для  меня  процесс познания оперы тот же, что и процесс познания литературы, драматургии, — рассказывал «Известиям» Лев Додин. — Сегодня в  опере, как, впрочем,  и в драме, все меньше хотят что-то познать, что-то понять и в чем-то разобраться. Постепенно уходят слова, мысли, анализ, постижение. Но картинки с музыкой и картинки без музыки мне не интересны. Я не хочу заниматься оперой и даже драмой как искусством только визуальным.

Как бы там ни было, на протяжении последних лет Лев Додин остается самым популярным российским режиссером во Франции. Его Малый драматический театр  (МДТ) исключительно востребован. В Париже наш режиссер показывал большинство своих спектаклей — «Братья и сестры», «Звезды на утреннем небе», «Бесы», «Пьеса без названия», «Чевенгур», «Жизнь и судьба», «Дядя Ваня». В общей сложности МДТ приезжал во Францию около 20 раз. Абсолютный рекорд по числу гастролей для российских, да и мировых театров.