Лоукост с размахом крыла на $20 млрд

Posted: 27th Январь 2012 by admin in Без рубрики

Норвежская авиакомпания Norwegian покупает 222 новых самолета

Норвежская бюджетная авиакомпания Norwegian Air Shuttle заказала сразу 222 самолета у концернов Airbus и Boeing. Цена заказа превышает $20 млрд. Это крупнейшая покупка в истории европейской авиации и норвежской экономики. И заказ может увеличиться до 372 лайнеров и $35 млрд.

В среду авиакомпания Norwegian Air Shuttle (NAS) подписала соглашения на покупку 222 новых самолетов: европейский концерн Airbus построит для компании 100 лайнеров A320neo, американскому Boeing заказаны 100 Boeing 737 MAX8 и 22 Next-Generation 737-800.

Соглашение включает право компании на покупку до 150 самолетов дополнительно у обоих производителей (100 машин у Boeing 737 MAX8, остальные у Airbus). Поставки начнутся в 2016 году.

Общая стоимость заказа по каталожным ценам – 127 млрд норвежских крон ($21,7 млрд). Соглашение является крупнейшим в истории европейской авиации, отмечают в Norwegian.

Это и крупнейший заказ от европейской авиакомпании у корпорации Boeing. Для Airbus заказ от норвежского перевозчика – первый. Заключенное соглашение – на данный момент самая масштабная инвестиция в истории норвежской экономики даже в сравнении с инвестициями в морскую промышленность, заявляют в NAS, не уточняя источники финансирования сделки.

«Сегодня исторический день для NAS. Заказ, ставшим самым большим в истории авиации Европы, является важным событием в десятилетней истории компании. Мы обеспечили обновление нашего флота на долгие годы», – сказал глава NAS Бьорн Кьос. Он пояснил, что выбор сразу двух поставщиков, лидирующих на мировом рынке гражданского авиастроения, обеспечит авиакомпании «достаточный потенциал и гибкость в перевозках».

Norwegian Air Shuttle – бюджетная авиакомпания, вторая по объему перевозок в Скандинавии и третья в Европе. В 2011 году авиакомпания перевезла почти 16 млн человек (ирландская Ryanair, крупнейший лоукостер Европы, в 2011 году перевезла 76,4 млн пассажиров). Norwegian Air Shuttle работает по 300 маршрутам в Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке. Летает в Россию (Домодедово).

«Соглашение позволит NAS в перспективе стать доминирующим игроком на европейском рынке», – говорит аналитик Swedbank First Securities Ханс Эрик Якобсен.

Флот NAS на данный момент составляет 62 самолета. Все они производства Boeing: это 48 машин серии 737 Next-Generation-800 и 14 машин 737-300. Компания ранее заказала и ожидает поставку 56 самолетов Next-Generation 737-800 и шести 787 Dreamliner. В сообщении норвежского авиаперевозчика не уточняется, какое количество самолетов будет в постоянном флоте компании.

«Мы намерены постоянно обновлять флот, меняя самолеты на новые после семи лет работы, так что мы планируем нашу работу по крайней мере на 10–20 лет вперед, – заявил Кьос. – Старые машины мы будем продавать или сдавать в аренду».

Глава компании добавил, что в 2007 году, когда компания приобрела 42 новых Boeing 737-800, многие считали это слишком смелой инвестицией. «Но практика показала, что это был необходимый шаг для обеспечения конкурентоспособности компании и снижения затрат, – сообщил Кьос. – С 2007 года закупки увеличивались, продемонстрировав, что наши потребности в самолетах гораздо больше тех, что мы прогнозировали пять лет назад».

Airbus построит для норвежской авиакомпании A320neo вместимостью 180 пассажиров. Модификация двигательных установок для норвежских A320neo будет заявлена позднее, сообщает Airbus.

Neo в названии модели – сокращение от New Engine Option (двигатель нового типа). Как заявляет европейский концерн, ввод А320neo в эксплуатацию планируется с 2015 года и обеспечит авиакомпаниям не менее 15% экономии топлива в сравнении с самолетами А320. По подсчетам концерна, это ведет к сокращению выбросов углекислоты примерно на 3600 тонн на один самолет в год (что особенно важно для европейских перевозчиков, так как с 1 января 2012 года они вынуждены покупать квоты на выброс углекислого газа).

Американская компания Boeing называет свой Boeing MAX 737 наиболее экономичным на мировом рынке узкофюзеляжных самолетов (пассажирское воздушное судно с диаметром фюзеляжа до 4 м). У машины новый двигатель, который дает экономию топлива и снижение выброса углекислого газа «на 10–12% в сравнении с наиболее экономичными узкофюзеляжными самолетами нынешнего дня», говорится в сообщении Boeing. MAX 737 – развитие модели Boeing 737-800, но обеспечивает экономию топлива на 15–20% в сравнении с 737-800.

Акции Norwegian Air Shuttle торгуются на фондовой бирже в Осло. После сообщения о подписании соглашения они начали быстрый рост. К 10.18 по московскому времени рост составил 12%, а к 11.22 акции выросли на 15% – до 76 крон за бумагу. В то же время акции ведущего перевозчика региона Scandinavian Airlines System упали на 0,5%.

До сих пор акции NAS падали в цене, лишившись за последние шесть месяцев 35% стоимости.