Михаил Барышников и Алексей Любимов освоят «Четыре стены»

Михаил Барышников и известный пианист Алексей Любимов приступили к подготовке совместного проекта.

В марте 2012 года Любимов даст семь концертов в принадлежащем Барышникову нью-йоркском Центре искусств. Центральным пунктом программы будет композиция знаменитого авангардиста Джона Кейджа «Четыре стены». А партнерами Любимова будут танцовщики труппы Мерса Кэннингема, с которым Кейджа связывало многолетнее творческое сотрудничество.

— Полтора года назад я выступал в Нью-Йорке на фестивале «Белый свет», руководство которого познакомило меня с музыкальным директором центра Барышникова, — рассказал «Известиям» Алексей Любимов. — С самим Барышниковым я до этого не был знаком, но у нас сразу наладились радушные отношения. Я рассказал, что занимаюсь музыкой Кейджа уже более 40 лет. Что играл его музыку сначала в СССР, потом в России и других странах и в то же время обозначил свой интерес к танцу. Это Барышникова очень заинтересовало, и после обсуждения нескольких возможных проектов мне было неожиданно предложено сделать сочинение Кейджа с бывшими танцовщиками труппы Кэннингема.

Представитель послевоенного авангарда, Кейдж приобрел скандальную популярность в 1952-м, когда представил композицию «433». Во время исполнения не прозвучало ни одного музыкального звука, а слушатели довольствовались собственными возмущенными возгласами, кашлем и скрипом стульев.

«Четыре стены» более традиционны и написаны для пианиста и певицы, однако последняя поет лишь 5 минут из 55.

Танцовщики труппы Мерса Кэннингема представляют несуществующий ныне коллектив. В своем завещании хореограф потребовал расформировать труппу спустя два года после собственной кончины и все права на постановки передать организованному им фонду.

В России труппу Кэннингема можно было увидеть лишь однажды, в июне 2011 года — во время прощального мирового турне. В минувшем декабре компания была расформирована, а танцовщики, вымуштрованные самим мэтром, ныне востребованы как носители уникальной традиции.

— Большая честь и большое удовольствие — неожиданно оказаться в традиции, связанной с Кейджом и его сценическими партнерами, — радуется Алексей Любимов. — Я классический пианист, но в последнее время меня больше интересуют места встречи разных искусств. И одно из таких мест — центр Барышникова, где очень сильная питательная среда, где приветствуются самые интересные и неожиданные проекты.

«Четыре стены» в Центре искусств Барышникова, как и у Кэннингема, исполнят четверо танцовщиков, но хореография будет изменена. Над новой версией работает один из артистов, подробности пока не разглашаются.