Выведение выведенного

Posted: 30th Январь 2012 by admin in Без рубрики

Генеральный директор ОАО «Газпром-Медиа» Николай Сенкевич

Одна из экономических рекомендаций Владимира Путина – выход «Газпрома» из медийного бизнеса – была выполнена 3 года назад. Холдингом «Газпром-медиа» через Газпромбанк управляет компания «Лидер», связанная с Юрием Ковальчуком, банкиром и совладельцем Национальной медиагруппы. Но формальное слияние этих структур привело бы к созданию корпорации, контролирующей больше 70% рекламы на российском ТВ.

Следует сокращать присутствие предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также «естественных монополий, включая «Газпром», в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе медиахолдинги», порекомендовал премьер-министр Владимир Путин в статье «О наших экономических задачах» для «Ведомостей».

«Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, отирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов», – объяснил премьер.

Сейчас структурам, связанным с «Газпромом», принадлежит холдинг «Газпром-медиа», основной актив которого – федеральный телеканал НТВ. Но это не прямое владение.

Пакетом акций холдинга – более 95% – владеет Газпромбанк. Доля «Газпрома» в Газпромбанке составляет 35,54%, у НПФ «Газфонд» – пенсионного фонда газовой монополии и управляющей компании «Лидер» – 47,38%. 10,2% акций Газпромбанка в начале 2012 года получила госкорпорация ВЭБ.

Компания «Лидер», аффилированная с банком «Россия» Юрия Ковальчука и Геннадия Тимченко, управляет «Газфондом», следовательно, и «Газпром-медиа». Банку «Россия», в свою очередь, принадлежит «Национальная медиагруппа», которая владеет долями к телеканалах «Пятый», РЕН, СТС, «Перец» и «Первый». Также банк контролирует крупнейшего рекламного селлера в России – «Видео интернэшнл».

В газовой монополии говорят, что уже не имеют прямого отношения к медийному бизнесу. «Мы продали медиахолдинг три года назад, Газпромбанк даже не входит в группу «Газпрома», – говорит пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов. – Но если говорить о других непрофильных активах, в том числе о пакете акций Газпромбанка, мы рассматриваем возможность его продажи».

Акции Газпромбанка неоднократно выставлялись на продажу. В 2005 году совет директоров Газпромбанка рассматривал возможность альянса с Dresdner Bank. Через полгода сделка была отменена в пользу НПФ «Газфонд».

В апреле 2011 года «Газпром» собирался продать 16% акций банка. Среди претендентов назывались структуры Юрия Ковальчука. Тогда финансисты оценивали сделку в $1,3 млрд.

В итоге в декабре 10,2% бумаг Газпромбанка получила госкорпорация ВЭБ в рамках конвертации долга перед государством. Бизнес Газпромбанка в рамках сделки с государством оценивался в $15,4 млрд.

Телеканалы «Газпром-медиа» собрали 24,02% рекламы на российском телевидении за 2 года – 2009-й и 2010-й, подсчитали ранее в антимонопольной службе. В структуру холдинга кроме НТВ входят «НТВ-Плюс», ТНТ, издательский дом «Семь дней», радиостанции «Эхо Москвы», «Первое популярное радио», NEXT, СИТИ-FM, Relax-FM и «Детское радио», рекламная компания «Газпром-медиа», а также КОМСТЭК, «Телебазис» и «Рекламная компания «СМС».

Гендиректора «Эха Москвы» Юрия Федутинова удивила формулировка Путина: «У «Газпрома» медийных активов уже не осталось. Либо его дезинформируют, либо он ставит себе задачи, которые уже решил в прошлом».

Гендиректор НТВ Владимир Кулистиков сообщил, что не имеет информации о возможных изменениях в структуре собственности медиахолдинга.

«Вариантов много, так как «Газпром-медиа» – достаточно развитая структура. Они могут выйти на биржу или продаться стратегу», – считает продюсер Александр Роднянский.

Но иностранным инвесторам приобретать холдинг невыгодно, считает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина: им запрещено приобретать контрольный пакет акций в телевещательной компании.

«А крупных сформировавшихся игроков на российском медийном рынке пока нет», – добавил аналитик Альфа-банка Юлий Матевосов. Среди потенциальных покупателей, по его мнению, могут быть «Национальная медиагруппа», структуры Михаила Прохорова и Алишера Усманова.

Возможное объединение структур «Национальной медиагруппы» с «Газпром-медиа» привело бы к формированию холдинга, доля которого на рынке телевизионной рекламы составила бы (по расчетам ФАС) 72%.

Чиновники и раньше рекомендовали государственным компаниям сократить присутствие на телеканалах. «Ничего не изменилось, – сетует Александр Венгранович, аналитик ФК «Открытие». – Складывается впечатление, что эта рекомендация не является руководством к действию».