От вруцелета до апофегмата

Posted: 31st Январь 2012 by admin in Без рубрики

От вруцелета до апофегмата

В Ярославле открылась выставка уникальных книг «Вруцелето, эмблемат, апофегмат…». 

В Спасском монастыре, где расположился Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, показывают цельногравированные издания. Текст в них гравировался вместе с рисунком на доске, а затем отпечатывался в необходимом количестве экземпляров. Впервые такие книги появились в Европе еще в XV веке.

Подобным образом издавалась прежде всего литература, где изображение было особенно важно: атласы по географии и зоологии, нотные издания, этнографические альбомы.

Выставка названа по типам таких изданий. Вруцелето обозначает не только метод счета на пальцах рук с использованием специальных таблиц, благодаря которому определяли дни недели, но и собственно таблицы вруцелета — их печатали в Псалтири с восследованием (то есть Псалтири, содержащей помимо псалмов еще и богослужебные тексты).

Считается, что само слово произошло от древнерусского «в руце лето» — «в руке лето». Апофегматы — это распространенные в России сборники нравоучительных афоризмов и поступков, приписывавшихся известным людям, обычно древнегреческим или римским царям, полководцам либо философам (название — от греческого слова «изречение»).

Эмблемат же — сборник, где напечатаны и прокомментированы изображения эмблем и аллегорий. Мода на них пришла в Россию из Европы, инициатором издания первого эмблемата на русском в 1705 году был Петр I. На выставке показан, в частности, «Эмблемат духовный», гравированный И. Любецким в 1743 году. Он копирует нюрнбергское издание 1625 года, только переводчик изменил текст в соответствии с православной догматикой.

Все экспонаты выставки происходят из запасников самого музея, обладающего самой большой, после московских и петербургских собраний, коллекцией таких книг. Она насчитывает 62 цельногравированные книги XVIII–XIX столетий. Ее разбором более десяти лет занимался московский искусствовед, член-корреспондент Академии художеств Олег Хромов.

В ярославском собрании много редкостей, таких как Синодики Леонтия Бунина (появился в конце XVII века; представлена версия 1700 года) и Ивана Любецкого, а также семь более поздних изданий Синодиков.

Синодики были важными с точки зрения религии книгами, они рассказывали о странствиях души после смерти и подтверждали пользу поминовения. Показан и единственный известный в мире экземпляр «Сказания о двенадцати сивиллах» — пророчицах, еще не святых, но и уже не простых смертных.

Показывают и листы из Вахромеевского сборника, датируемого 1783 годом. В этот конволют вклеивались листы из отдельных изданий, а также самостоятельные гравюры. Долгое время их считали фрагментами других книг, и лишь недавно стал понятен самостоятельный характер некоторых из этих гравюр.

Видимо, это и есть так называемые «летучие листки» Московского печатного двора, о существовании которых раньше знали только по описаниям, но идентифицировать их прежде не удавалось.

В XIX веке цельногравированные книги уступили место другим изданиям: развитие литографии привело к вытеснению их с рынка. Но как вид печатного искусства они существуют и сегодня.

На открытии ярославской выставки показали, например, вышедшую недавно в Москве «Современную азбуку», сделанную современными российскими художниками по классической технологии (здесь есть все буквы, кроме «я»: придумывать именно ее почему-то все авторы отказались, так что в этой азбуке 32 буквы).

Первый и пока что единственный экземпляр «Современной азбуки» передали в дар ярославскому музею, но вскоре издатели обещали допечатать еще 99 экземпляров. Их можно будет увидеть и в других городах — в отличие от выставки.

Редкость ее экспонатов, необходимость долгой реставрации лишают музеи других городов возможности показать такую экспозицию у себя: вруцелетам и апофегматам путешествия сегодня противопоказаны.

Выставка в Ярославле продлится до марта.