Лос-Анджелес употребил Малера в гигантской дозе

Posted: 9th Февраль 2012 by admin in Без рубрики

Лос-Анджелес употребил Малера в гигантской дозе

Знаменитый венесуэльский дирижер Густаво Дудамель сделал заявку на запись в Книге Гиннесса. Свой «Малер-марафон» в Лос-Анджелесе, на сцене Shrine Auditorium маэстро закончил исполнением Восьмой симфонии с участием рекордного (1017) количества исполнителей.

На деле состав участников, предписанный Густавом Малером, пусть и выглядит эффектно, но все же значительно скромнее. Композитор считал главным не многолюдность, а космический посыл своей музыки: «Представьте себе, что Вселенная начинает звучать и звенеть. Нет человеческих голосов, но кружатся планеты и солнца».

К Восьмой Малера Дудамель обратился впервые и решил не мелочиться. На сцене разместились два оркестра, более 800 хористов и солисты. Третий оркестр занял пространство над сценой, а самого Дудамеля транслировали на огромных экранах, чтобы не потерять маэстро в толпе.

Традиция исполнения этой симфонии в России куда более скромная. В тех редких случаях, когда она появляется на афишах, об исполнительском масштабе говорить не приходится. Возможно, дело в том, что отечественных мэтров мало занимает вопрос количества.

— Дудамель очень талантливый, я думаю, у него прекрасно получилось. Тем более что в Лос-Анджелесе есть для этого место. Я думаю исполнить эту симфонию, это можно сделать и в Доме музыки, — сказал «Известиям» художественный руководитель Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков. — Но необязательно там будет тысяча человек, может, и меньше, это скорее условность.

Дирижер того же поколения, что и Дудамель, Михаил Агрест (Мариинский театр) признался, что рад такому событию, но сам за пульт пока становиться бы не стал.  

— Малер и Вагнер для молодых дирижеров — некое самоутверждение. Все равно что молодому человеку купить крутую спортивную машину. Но я лично не могу сказать, что готов к Малеру. Для его сочинений нужно прожить большую жизнь. Сейчас модно, чтобы дирижеры были 20-летними и желательно из Венесуэлы. Но если человек слишком молод, он не может ухватить архитектуру и глубину. И тогда от Малера могут остаться только рваные громкие лохмотья.

В возможности проведения в России такого масштабного события Агрест, как и его именитый коллега, не сомневается:

— В России возможно все. Мы и тысячу можем собрать, и две. Только главное — это не количество, а качество, интерпретация. Вот если есть и то и другое, это здорово. Однако это подвиг скорее для организаторов, чем для дирижера.

Организаторы гигантомании в Лос-Анджелесе уже сделали фильм о концерте и в ближайшие несколько месяцев собираются показывать достижение Дудамеля в кинотеатрах США. Российским же ценителям пока остается надеяться на силу вездесущего интернета.