2011 год стал провальным для японского автопрома

Posted: 14th Февраль 2012 by admin in Без рубрики

2011 год стал провальным для японского автопрома

Москва, Февраль 14 (Новый Регион, Андрей Романов) – В 2011 году удача от японцев явно отвернулась. Производство автомобилей в стране за год снизилось на 12,8% на фоне того, что мировая автоиндустрия не только вышла из кризиса, но и заметно прибавила. Роковую роль сыграли стихийные бедствия, наводнение в Таиланде, из-за чего были сорваны поставки сырья и запчастей, нестабильность на европейских рынках, усиление иены, но дело не только в этих форс-мажорных обстоятельствах. У японских автопроизводителей достаточно собственных стратегических ошибок и тактических просчетов. В связи с этим директор немецкого Центра автомобильных исследований CAR Фердинанд Дуденхеффер считает, что «пик роста японского автопрома, скорее всего, уже в прошлом», – пишет журнал «Биржевой лидер».

Toyota Motor Corp. Как известно, эта компания является крупнейшим автоконцерном мира по объему капитализации. У нее 52 завода практически на всех континентах планеты, число сотрудников превышает 300 тысяч.

По итогам 2011 года, Toyota продала почти 7,95 млн автомобилей (всех брендов), что на 5,6% меньше, чем в 2010 году, хотя компания получила прирост в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на российском авторынке (в России продала автомобилей на 51% больше, чем в предыдущем году – более 119 тысяч единиц). Тем не менее японский концерн уступил General Motors и Volkswagen (все бренды) и оказалась только на 3-м месте среди крупнейших автопроизводителей мира.

Чистая прибыль Toyota за 9 месяцев 2011-2012 финансового года (завершились 31 декабря) упала на 57,5% и составила $2,1 млрд, прогнозируется, что за текущий финансовый год, который, напомним, окончится 31 марта, прибыль составит $2,6 млрд, что на 51% ниже предыдущего финансового года. Прибыль в пересчете на одну обыкновенную акцию составила $0,67 против $1,59 годом ранее. Выручка за 9 месяцев финансового года упала на 10,2%, выйдя на уровень чуть больше $168 млрд, прогнозируется, что выручка за текущий финансовый год снизится на 3,7% – до $238,8 млрд.

Honda Motor Co. Компания является 3-м по величине автоконцерном Японии. Кроме того она имеет более сотни заводов в 33 странах мира. В ее штате состоит более 145 тысяч сотрудников.

2011 год для Honda стал особенно неудачным – компания сократила объемы выпуска автомашин почти на 20% – до 2,91 млн, откатившись таким образом на 8 лет назад. Хотя именно Honda среди японских марок пострадала больше всех в России – рост продаж составил всего 5% (чуть больше 19 тыс. машин).

Прогнозируется, что за 2011-2012 финансовый год, который заканчивается в Японии 31 марта, объем продаж Honda может снизиться на 12,2% до $102 млрд.

Чистая прибыль компании за 9 месяцев 2011-2012 финансового года снизилась на 71,4% – до $1,82 млрд. Прибыль в пересчете на одну акцию составила $0,34 против $0,59 годом ранее.

Mitsubishi Motors Corp. Еще один крупнейший японский автопроизводитель. Известно, что он выпускает автомобили в 32 странах мира, а число сотрудников составляет около 60 тысяч человек.

За прошлый год объемы мирового производства Mitsubishi снизились на 2,8% – до 1,14 млн машин. Кстати, подобное сокращение произошло впервые с 2009 года. При этом экспортные поставки в Азию сократились на 7,4%, а вот в Северную Америку и Европу выросли (+12,5% и +16,6% соответственно). Крупнейшим зарубежным рынком для Mitsubishi Motors в прошлом году стала Россия, объем продаж здесь составил более 74 тыс (+63%).

Чистая прибыль за 9 месяцев финансового года составила $178,83 млн против чистого убытка в $29,52 млн за аналогичный период предыдущего года. Что же до всего финансового года, то прогнозируется увеличение чистой прибыли на 28% – до $262,51 млн. Чистая прибыль на акцию за 9 месяцев составила $0,03 против убытка в $0,005 годом ранее.

Mazda Motor Corp. Это 5-й по величине автопроизводитель Японии. На предприятиях группы Mazda работают 39 тысяч человек. По сравнению с другими японскими автопроизводителями компания имеет немного предприятий за пределами Японии – 18 вспомогательных. Информация по продажам компании за III финансовый квартал (апрель-декабрь) 2011 года пока отсутствует. Известно, что в I квартале (апрель-июнь) они снизились на 29,4%, но это было самое сложное время для японских автопроизводителей. Компания планировала в 2011 финансовом году продать 1,3 млн автомобилей, теперь по итогам года ожидает снижения продаж на 6%.

Поскольку компания экспортирует примерно 80% производимых в Японии автомобилей, то укрепление иены серьезно ударило по доходам Mazda. Чистый убыток по итогам I полугодия 2011-12 финансового года (более свежих данных нет) составил $510,46 млн против чистой прибыли в $70,66 млн за аналогичный период предыдущего года. Операционный убыток составил $276,99 млн, в I полугодия 2010-11 финансового года была операционная прибыль – $155,9 млн. По итогам текущего финансового года, который завершится 31 марта, компания прогнозирует чистый убыток в размере $243,2 млн.

Фердинанд Дуденхеффер прогнозирует, что достичь показателей 2010-го, когда в Стране восходящего солнца было продано свыше 4 млн машин, им удастся разве что в 2015-м году.

Эксперты Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V попытались выделить главные беды японского автопрома:

■ негативное влияние сильной иены на финансовые показатели компаний. К примеру, недавно президент Toyota Акио Тойода предупредил, что если не прекратится укрепление иены, то автомобильный сектор Японии потерпит крах. Дело в том, что за последние несколько лет японская валюта подорожала более чем на 25% – до 77 иен за доллар. Японских автопроизводителей устроил бы курс 100 иен за доллар. Понятно, что сильная национальная валюта подрывает ценовую конкурентоспособность произведенных в Японии автомобилей. А еще она сокращает прибыль, полученную в других странах. Есть данные, что укрепление иены в первом полугодии 2011 года сократило прибыли японских автопроизводителей на 330 млрд иен. К примеру, Mazda в 2010-2011 финансовом году понесла чистых убытков на 43,7 млрд иен прежде всего потому, что в отличие от других японских автопроизводителей, имеет сравнительно немного фабрик за пределами Японии, она 70% всех своих автомобилей собирает на домашних предприятиях.

Сегодня во имя сохранения прибыльности все чаще японские автоконцерны переводят производственную базу за пределы страны. Honda Motor уже перевела более 70% объемов производства за рубеж и не собирается на этом останавливаться. Компания в прошлом году сообщила, что планирует построить завод в Мексике. Особняком стоит Toyota, у нее 50% (по другим данным – около 60%) производства находится вне Японии. ■ стихийные бедствия. Япония в прошлом году пережила самое разрушительное за всю послевоенную историю землетрясение, затем цунами, а напоследок еще и аварию на атомной электростанции «Фукусима-1». В результате ограничения поставок электроэнергии автоконцерны вынуждены были приостановить производство на территории страны.

■ таиландское наводнение. Как известно, на территории Таиланда находятся заводы, принадлежащие Mazda, Toyota и Honda. В результате наводнения территория предприятия Honda очутилась под водой, затопленными оказались сотни новеньких машин. А Toyota вынуждена была остановить производство в 9 странах мира из-за нехватки комплектующих из Таиланда. Только в самом конце прошлого года большинство заводов в Таиланде смогло-таки восстановить свою работу. ■ стратегические ошибки и тактические просчеты. Надо признать, проблемы японских автопроизводителей все же гораздо серьезней обычных сбоев в производстве. Дело в том, что потребители все чаще оказываются недовольными японскими автомобилями. Среди главных претензий обычно называют:

– снижение качества. К примеру, на конец июня прошлого года Toyota Motor из-за целого ряда дефектов, выявленных, кстати, только в процессе эксплуатации, отозвала свыше 14 млн автомобилей по всему миру.

– удобство эксплуатации. Здесь претензии прежде всего к Honda, техническая навороченность которой уже идет в ущерб практичности автомобиля. Не говоря уже о том, что без профессионального обслуживания ее продолжительная эксплуатация просто невозможна;

– отставание в дизайне. У той же Toyota он уж чересчур классический, из-за чего изрядно наскучил автомобилистам;

– ценовая политика. И опять о Toyota. Как полагают эксперты, ей мешают не только и не столько стихийные бедствия, но и собственная жадность. Уже много лет она ведет тотальную экономию на всех направлениях и на всем, на чем только может, но цены на автомобили по-прежнему выше, чем у конкурентов.

Собственно, из-за чего уже несколько лет падают продажи Toyota на американском рынке? В том числе и потому, что Китай и Южная Корея предлагают автомобили неплохого качества и отличной комплектации, но по более низкой цене. Впрочем, дело не только в США, Toyota теснят практически на всех мировых направлениях. Подобные претензии предъявляют и к другим японским автопроизводителям. К примеру, цены на седан Mazda3 начинаются от 904 тысяч рублей, цена на обновленную Honda CivicС идет от 749 тысяч рублей, тогда как сравнимый по комплектации Ford Focus стоит дешевле и т.д.

Как итог, низкий спрос, падение продаж и закрытые заводов. В частности, Mitsubishi к концу этого года собирается остановить свой единственный завод в Западной Европе, в Нидерландах, в последнее время на него приходится менее 5% всех проданных автомобилей концерна. Если это произойдет, то Mitsubishi станет первым японским автопроизводителем, отказавшимся от производства в Европе. А Mazda собирается к 2013 году полностью отказаться от североамериканской сборки.

Эксперты говорят, что слишком хорошо все складывалось для японских автопроизводителей последние 40 лет, они заслуженно почивали на лаврах, вот они и не заметили за этим делом, как конкуренты стали их обходить и теснить. В целом, аналитики считают, что уже в этом году японские автогиганты восстановят свои позиции. Японские машины по-прежнему являются одними из самых комфортных и добротно выполненных. Совсем не случайно акции ведущих японских автомобилестроительных концернов продолжают расти (Mitsubishi Motors и Honda Motor). Впрочем, оптимиста хорошей вестью не удивишь. Однако неуемный оптимизм – верный признак глупого инвестора, заключает издание.