«Трансконтейнер» послал ФАС в Высший арбитражный суд

Posted: 15th Февраль 2012 by admin in Без рубрики

«Трансконтейнер» послал ФАС в Высший арбитражный суд

Федеральный арбитражный суд Московского округа оказался серьезным препятствием для ФАС, добивавшейся включения «Трансконтейнера» в реестр компраний, занимающих доминирующее положение на рынке. За рынок антимонопольное ведомство посчитало предоставление контейнеров для перевозок грузов железнодорожным транспортом внутри России, на котором «Трансконтейнер» якобы контролирует более половины. Но суд с таким подходом не согласился. Теперь у ведомства осталась только одна возможность настоять на своем — добиться рассмотрения дела в Высшем арбитражном суде (ВАС).

Федеральная антимонопольная служба записала «Трансконтейнер» в монополисты на этом рынке своим приказом от 3 августа 2010 года. С тех пор компания оспаривает его в суде. Обоснованием приказа стал подготовленный антимонопольным органом аналитический отчет.

ФАС проявила «концептуально неправильный подход» в определении рынка компании, полагает директор «Трансконтейнера» по правовым вопросам и управлению имуществом Виктор Марков.

— Под контейнером при анализе рынка ФАС понимала тот контейнер, который используется на железнодорожном транспорте. Однако это средство универсальное и для железнодорожников, и для автомобилистов. Да, «Трансконтейнер» является одним из крупнейших собственников контейнеров в стране. Принимая решение о том, что мы доминируем на рынке предоставления контейнеров, ФАС исследовала этот узкий сегмент, не рассматривая других собственников контейнеров. Кроме того, ведомство использовало данные 2008 года, хотя приказ издан в конце 2010-го, — объясняет Виктор Марков.

Включение компании в список доминирующих игроков на рынке контейнерных перевозок могло бы лишить «Трансконтейнер» мобильности в ведении бизнеса и поставить его в заведомо проигрышное положение по сравнению с другими игроками, подчеркнул Виктор Марков.

— Рынок же контейнеров гораздо шире, и говорить о том, что мы доминируем на нем, принципиально неверно, — отметил он.

Антимонопольщики проигрыш в суде комментируют сдержанно, но надежды на положительное решение  ВАС не оставляют.

— Сегодня была кассационная инстанция, после нее возможны два варианта: либо исполнение решения, либо его оспаривание в Высшем арбитражном суде, — заявил начальник управления транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. — Сегодня была объявлена результативная часть, аргументация судом не оглашалась. Если суд нам укажет, что были допущены некие процессуальные нарушения, нарушения регламента, нами будет подготовлен новый анализ товарного рынка, и, соответственно, «Трансконтейнер» будет включен в реестр уже без каких-либо нарушений регламента.

Включен «Трансконтейнер» в реестр монополистов или нет — его доминирующее положение от этого не меняется, подчеркнул Дмитрий Рутенберг.

Любопытно, что на сайте «Трансконтейнера» открыто указано, на каких именно рынках компания является монополией. По приведенным там данным исследования A.T. Kearney от июня 2010 года, «Трансконтейнер» занимает 60% по количеству специализированных платформ в парке, 53% — объеме перевозок контейнеров по железной дороге и 34% — в работе железнодорожных контейнерных терминалов.

Компания действительно включена в реестр монополистов по предоставлению фитинговых платформ, и это не оспаривается, подтвердил Виктор Марков.

Так зачем ФАС потребовалось «назначать» «Трансконтейнер» монополией еще раз?

Ведомство обязано доказывать доминирующее положение того или иного субъекта по каждой услуге, на каждом рынке отдельно, объясняет Дмитрий Рутенберг.

«Трансконтейнер» является монополистом, но не хочет позволить ФАС контролировать устанавливаемые тарифы, считают эксперты.

— Попав в список доминирующих на рынке игроков, компания будет обязана согласовывать с антимонопольным ведомством стоимость своих услуг, — говорит директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Для участников рынка такой контроль скорее благо, потому что позволяет сделать тарифы более предсказуемыми и адекватными.

«Трансконтейнер» оперирует крупнотоннажными контейнерами и фитинговыми платформами для их перевозки, а также имеет сеть контейнерных терминалов в России и Словакии. РЖД принадлежит 50% плюс одна акция оператора, 21,1% — транспортной группе FESCO, 9,25% — Европейскому банку реконструкции и развития, 6,6% — «Трансфингруп».