И ты, Клуни?

Posted: 15th Февраль 2012 by admin in Без рубрики

И ты, Клуни?

На российские экраны выходят «Мартовские иды» Джорджа Клуни — не экранизация знаменитого романа Торнтона Уйльдера, а главный политический триллер года, один из кандидатов на премию американской киноакадемии.

Российские прокатчики явно отодвигали релиз поближе к «Оскару», но попали еще и на пик отечественных политических баталий. Убежденный либерал Джордж Клуни устраивает своим фильмом проверку на прочность единомышленникам. С точки зрения заокеанской политической этики, они ее не выдерживают. Но Россию, как известно, отличает куда большая широта взглядов. 

Представляя картину на мировой премьере в Венеции, Клуни рассказал, что задумал ее еще в 2007 году. Однако на волне эйфории по поводу прихода к власти Обамы снимать не стал. Сейчас, когда восторги поутихли, с его точки зрения, самое время вернуться к сюжету.

Себе самому Клуни-режиссер предложил важную роль. Он играет Майка Морриса — действующего губернатора одного из штатов (фильм снимался на родине Клуни в Цинцинати), который участвует в праймериз демократической партии — с прицелом на президентское кресло. Время действия с точностью до года не указывается: эта история могла произойти вчера, а может случиться завтра. Многие склонны видеть в сюжете отсыл к не столь давним конкретным событиям, и это не удивительно.

Ситуация, когда в разгар предвыборной кампании всплывают сексуальные скандалы, а противники пытаются перевербовывать наиболее ценные кадры — не редкость. И в этом смысле режиссер-Клуни не открывает ничего нового. Главное в его картине – не коллизии, а характеры. И сделаны они так, что, вполне возможно, имена героев фильма станут со временем нарицательными.

Губернатор, харизматичный мужчина под пятьдесят с внешностью плейбоя из рекламного ролика Martini, имеет все шансы победить на выборах. Тем более что в штабе его, помимо опытных борцов, таких как герой Филиппа Сеймура Хоффмана, есть и молодые гении политтехнологий. Точнее, один молодой гений: Стивен Майерс. Амбициозный красавец. Человек, верящий, что разумная политика может изменить к лучшему – и жизнь государства, и его собственную.

На эту роль Клуни изначально планировал Леонардо Ди Каприо, но в конечном итоге досталась она 32-летнему Райану Гослингу («Фанатик», «Драйв»), карьера которого за последний год резко рванула вверх. Именно Гослингу приходится пройти на экране весь путь — от более или менее искренней веры в то, что он говорит и делает, до циничного манипулирования людьми исключительно в личных целях.

Когда представитель штаба противника (Пол Джаматти) предлагает Майерсу перейти работать в другую команду, молодой человек отказывается, но самолюбие его польщено. И этот – не грех даже, а невинная слабость – порождает цепь событий, в результате которых каждый из героев фильма открывает в себе новые, иногда самые неожиданные качества.

— Я не христианин. Я не атеист. Я не последователь иудаизма. Я не мусульманин. Моя религия — то, во что я верю, называется конституцией Соединенных Штатов Америки. С этих слов, которые Майерс произносит, репетируя речь своего босса, и начинается фильм. Можно ли быть верным конституции и иметь при этом человеческие слабости? В мире обычных людей ответ, конечно, будет утвердительным. Политики пытаются твердым голосом отчеканить «нет». И очень нервничают, когда их уличают во лжи. 

— Это не политический фильм, — настаивает режиссер Клуни. — Это картина о вопросах морали. О том, за сколько каждый из нас готов продать свою душу.

О том, что душа может и не являться объектом торга, Клуни умалчивает. Может, просто боится, что и его кто-нибудь поймает на слове.