Россия перестанет считать Кипр оффшором / Госдума ратифицировала соглашение об избежании двойного налогообложения

Москва, Февраль 16 (Новый Регион, Анастасия Смирнова) – Госдума ратифицировала новую редакцию соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром. Протокол не создает особых угроз российскому бизнесу – возможность получения информации от кипрских налоговых органов пока только продекларирована, популярная у российских девелоперов схема сокращения налогов при продаже недвижимости через кипрские компании будет закрыта лишь в 2017 году. Быструю выгоду от ратификации получает Кипр – теперь минфин должен исключить его из своего списка оффшоров, пишет газета «Коммерсантъ».

Протокол был подписан президентами России и Кипра в октябре 2010 года. С него началось нынешнее наступление минфина на компании, использующие низконалоговые юрисдикции для ведения бизнеса. Уже позже властями были обновлены соглашения об избежании двойного налогообложения со Швейцарией и Люксембургом, а также изменены подходы к налогообложению еврооблигаций и займов от зарубежных структур. Однако соглашение с Кипром все это время не ратифицировалось, притом что кипрские законодатели сделали это еще в августе 2011 года. Формально причиной задержки в правительстве называют «длительность международных ратификационных процедур». Неофициально же эксперты говорят о том, что российская сторона ждала от Кипра подтверждения готовности на деле, а не на бумаге начать делиться налоговой информацией. Киприоты же настаивали, что начнут обмен после вступления протокола в силу и исключения острова из составленного минфином РФ черного списка «несотрудничающих стран».

Представивший Госдуме законопроект о ратификации протокола заместитель главы минфина Сергей Шаталов сообщил, что редакция соглашения 1998 года не позволяла российским налоговикам получать информацию от кипрских коллег. Теперь нормы об информационном обмене ужесточены, в соглашение вписана возможность взыскания налогов за счет имущества, находящегося на территории другого государства. Для того чтобы выгодное российско-кипрское соглашение не использовали компании из «явных» офшоров (с Багам, Британских Виргинских островов), введена норма о том, что резиденты из «третьих стран», зарегистрировавшиеся на Кипре только ради льгот, получить их не смогут. Одна из существенных для бизнеса статей протокола – о введении налогообложения сделок с акциями или долями компаний, владеющих недвижимостью в РФ. «Сейчас недвижимость оформляется на компанию, зарегистрированную на Кипре,– пояснил Сергей Шаталов.– При сделках продается не эта недвижимость, а сама компания. По прежней редакции налоги в этом случае в РФ не уплачивались. Теперь – будут».

Депутаты оппозиционных фракций пытались выведать у представителя минфина информацию об объемах российских активов, зарегистрированных на кипрские компании, но в ответ услышали лишь данные о суммах, пришедших с острова, занимающего первое место по инвестициям в РФ. «Накопленные инвестиции Кипра в экономику России составляют $70 млрд, из них прямые – $47 млрд. Из РФ на Кипр ушло $24 млрд, $15 млрд из них – прямые инвестиции», – сообщил Сергей Шаталов. Отрасли, в которые притекли эти деньги,– недвижимость, торговля, машиностроение, перерабатывающая промышленность, нефтепереработка. Сумму бюджетной выгоды от обновления соглашения замминистра назвать затруднился.

В ответ депутаты заподозрили минфин в излишней мягкости при проведении переговоров с Кипром и усомнились в эффективности протокола. Михаил Сердюк («Справедливая Россия») заявил, что намерение Минфина получать налоги с продажи недвижимости нереализуемо: материнские структуры владеющих зданиями кипрских компаний зарегистрированы в «диких» офшорах, получить от которых какую-либо информацию нереально. Николай Коломейцев (КПРФ) заявил, что протокол «для проформы» поддержать надо, хотя к реальному сокращению степени «офшоризации» экономики он не приведет. За минфин заступился Константин Косачев («Единая Россия»). «Да, цели закрытия всех лазеек ухода от налогов протокол достигает лишь отчасти. Но то, чего удалось добиться в ходе очень трудных переговоров с Кипром,– это максимум возможного. На деле у нас выбор между этим документом и никаким», – сказал депутат. Сергей Шаталов подтвердил, что переговоры были сложными, «велись с позиции силы» и начались лишь после включения Кипра в минфиновский перечень офшоров.

Протокол после подписания законопроекта о ратификации президентом вступит в силу с 1 января 2013 года, но статья о недвижимости – лишь с 2017 года. Россия согласилась взять отсрочку для того, чтобы ввести аналогичную статью в соглашения с другими странами – «конкурентами» Кипра на финансовом рынке: Швейцарией, Люксембургом, Нидерландами.