Как образовалась Вселенная? Существуют ли другие цивилизации? На эти и другие вопросы отвечает «космическая» выставка в Боне.

Старинные астролябии и телескопы, цитаты из произведений Хармса и речей Гагарина, полотна Рубенса, обломки первого европейского метеорита и персонажи «Звездных войн» — космос во всем своем разнообразии представлен в Федеральном выставочном зале Bundeskunsthalle в Бонне. Выставка «Безграничные просторы. Волшебство Вселенной»(«Outer Space. Faszination Weltraum») — это попытка осмыслить, как техника и философия, наука и фантастика помогают друг другу понять непостижимое.

Всего здесь представлены 330 объектов из разных сфер. В попытке соединить реальные знания о космосе и творческое переосмысление устройства Вселенной организаторы собрали научные и художественные ответы на все возможные вопросы. Детям показывают фильмы о Солнечной системе, подросткам — макеты персонажей из известных голливудских фильмов о пришельцах, ценителям искусства — работы классических художников и скульпторов. И для всех: скафандры советских и американских астронавтов, макеты спутников, космических кораблей и станций.

Космос, в который мы не полетели

Фотохудожник Иван Михайлов в 2010 году снял серию фотографий детских горок, сделанных в виде космических ракет, которые стоят во дворах в Чебоксарах. Его проект «Детская площадка» объехал несколько стран и также стал участником немецкой выставки. «Когда я был ребенком, мечтал стать астронавтом. Неподалеку от моего дома была горка в виде ракеты. Я часто забирался на нее по вечерам и смотрел на звезды, мечтая о дальних планетах и космических приключениях», — вспоминает Иван Михайлов в беседе с DW.

Экспонат выставки

Американский космос на выставке также хорошо представлен

В Чебоксарах — родном городе художника — по детским площадкам расставлены около 40 таких горок. Почти все они родом из Советского Союза: в свое время они символизировали грезы о космосе.

Для Ивана Михайлова космос по-прежнему остается мечтой. «Днем дети до сих пор играют возле железных ракет во дворах, а ночью приют в них находят наркоманы и алкоголики. Эти ракеты — ностальгическая история из моего детства. Я до сих пор смотрю на звезды и думаю о далеких планетах, но теперь они кажутся еще более недостижимыми», — рассказывает он.

Утиные истории

Существует гипотеза, что перелетные гуси ориентируются по Солнцу и Луне. В августе 2008 года в Новосибирске можно было наблюдать полное солнечное затмение. При поддержке сотрудников местного зоопарка художники решили проследить, как разные животные будут реагировать на исчезновение Солнца.

Арт-операции «Эксперимент с лунными гусями» на выставке «Outer Space» посвящен целый зал: гости могут посмотреть архивное видео, перья и скорлупу этих птиц. Акция художницы из Кельна Агнесс Майер-Брандис (Agnes Meyer-Brandis), которая и исследовала поведение пернатых во время затмения, — это поэтическая интерпретация научно-фантастического детектива английского епископа Фрэнсиса Годвина «Человек на Луне». Главный герой этой книги выдрессировал стаю лебедей переносить тяжести и отправился в птичьей упряжке на Луну.

Космическая гонка

В «синем углу» выставки — история освоения космоса США. Другая часть ее исторического раздела посвящена Советскому Союзу: здесь экспонаты представлены уже на фоне красных стен. Гагарин, Армстронг, Терешкова, — организаторы вспомнили всех.

Памяти первого погибшего советского космонавта Владимира Комарова посвящена отдельная инсталляция. В свете ультрафиолетовых ламп лежат обожженная майка, оплавленная перчатка и детали скафандра. Это был первый пилотируемый полет «Союза» в 1967 году. В итоге у космонавта не раскрылся парашют. Спускаемый аппарат разбился, пилот не выжил. Это была не хоть и не самая известная, но самая первая космическая трагедия СССР.

Отголоски СССР

Достижения советской дизайнерской мысли на выставке представлены работами 83-летней Галины Балашовой — единственной в мире женщины-декоратора космических станций и специалиста по эргономике рабочих пространств в космосе, работавшей над более чем тремя поколениями космических кораблей. Она оформляла центральный пост управления ракеты-носителя «Союз», разрабатывала внутреннюю отделку орбитальной станции «Мир» и космического корабля «Буран». Балашова отвечала за дизайн сидений, кроватей, туалетных сооружений, мусорных ящиков и душевых кабин. Эскизы тканей для оформления космических кораблей она воссоздала специально для этой выставки.

Дизайнер должна была продумать и оформление оборудования. «В то время космонавты носили вязаные костюмы-джерси, на спинах которых была «молния». Так они могли пристегнуть себя к дивану. Когда они вставали, то выпадали из штанов. Позже эту форму упразднили, так как она была не очень удобной», — вспоминает она в блоге выставки.

Экспозиция «Безграничные просторы. Волшебство Вселенной» открыта в Bundeskunsthalle в Бонне до 22 февраля.

Источник: Русская служба DW

Последние новости по разделу Lifestyle&Fashion на сайте korrespondent.net

Вы не робот? *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.